Противотуманные фары редко входят в базовую комплектацию автомобиля, причем их установка – необязательная процедура. В отличие от основного освещения, лампы, устанавливаемые в противотуманные фары обеспечивают подсветку дороги при плохих условиях видимости, например, в непогоду.
Благодаря низкому расположению светильников они освещают дорожное покрытие, но при этом не отражают и не рассеивают свет. Водители, управляющие транспортным средством в густой туман, оценивают преимущества использования дополнительного освещения.
Бывает множество видов ламп, которые отличаются качеством, экономичностью и долговечностью, о чем и пойдет речь в статье.
Устройство ПТФ
Излучатель противотуманных фар устроен так же, как и автомобильные лампы дневного и ночного освещения. Из чего состоит стандартная ПТФ:
- основания-гнезда, куда устанавливается лампочка;
- дефлектора, отражающего и направляющего свет;
- излучателя;
- светорассеивателя.
Отличительная характеристика противотуманок – их световой поток направлен параллельно поверхности дороги, благодаря чему они дальше светят и при этом не ослепляют водителей, двигающихся по встречной дороге. Поэтому ставятся они ниже основного освещения, обеспечивая хорошую видимость даже во время тумана.
Какие лампочки стоят в противотуманках
Независимо от того, какой в лампе стоит тип излучателя, к ней выдвигают следующие требования:
- световой поток должен быть мощным. Параметр мощности излучения (Лм) – не одно и то же что и энергопотребление (Вт);
- цветовая температура от 2500 до 3200 К. Светят лампы желтоватым оттенком, который «бьет» дальше, чем холодное излучение;
- четкий и яркий луч должен сохранять свои свойства независимо от погодных условий. Такие лампы должны обеспечивать лучшую видимость в дождь, туман.
Типы излучателей, получившие наибольшее распространение: галогеновые, ксеноновые, светодиодные.
Галогеновые
Большинство противотуманных фар комплектуются именно галогеновыми излучателями. Они имеют доступную цену и легко устанавливаются своими руками. В среднем «галогенки» служат порядка 200 часов.
Что до их цветовой температуры, она относится к теплому спектру, поэтому лампы светят желто-оранжевым лучом. Лампочки хорошо «пробиваются» через дождь и туман, но имеют небольшую длину видимого луча. Поэтому, долго находясь за рулем в условиях плохой видимости, глаза водителя могут быстро устать.
Сейчас выпускаются «усиленные» галогенные лампы, в которые добавляется газ-ксенон. Единственный их минус – короткий рабочий ресурс. Качество света лампочки зависит от того, насколько правильно она установлена и настроена.
Если на стекле фары видна буква «H», значит, для нее рекомендована именно галогенная лампа. Рядом указывается цифра, обозначающая тип цоколя. Наиболее распространенные сегодня устройства маркируются как: H3, H8, H11, H27. Основной свет – H4.
Газоразрядные
Другое их название – ксенон. Это наиболее яркие источники света, предназначенные для «борьбы» с туманом. Электричества они потребляют мало, но при этом обеспечивают наиболее яркий луч, светя нейтральным или даже холодным цветом.
Их рабочий ресурс – 500 часов непрерывной работы. При этом они экономичны, устойчивы к неблагоприятным погодным условиям. Многие автолюбители могут себе позволить ксеноновые противотуманки в виду их доступной цены.
Сложности могут возникнуть только на этапе установки источников света, так как для некоторых моделей ламп предусмотрен отдельный блок розжига.
Придется придерживаться и основных монтажных требований. Например, есть лампы, которые светят холодным спектром – они не предназначены для ПТФ, так как луч света рассеивается при тумане и дожде. Для противотуманных фар больше подходят лампочки, светящие желтым спектром.
Если на фаре стоит буквенное обозначение «D», «DC», «DCR», значит, для нее разрешается использовать ксенон. Конфигурация и тип крепления аналогичны галогеновым устройствам. В качестве противотуманок обычно используются модели ламп с цоколем H3, H8.
Светодиодные
Светодиодные лампы имеют яркий белый луч нейтрального температурного оттенка, наиболее приближенный к дневному свету.
Благодаря этому луч показывает устойчивость к туману, дождю и темноте, и при этом не ослепляет встречных водителей. ПТФ со светодиодными лампами не вызывают усталости глаз.
Главные их преимущества – экономичность и длительный срок службы. Но эти источники света имеют сложную конструкцию, кроме того, необходимо внутрь фары устанавливать специальную охлаждающую систему. Поэтому светодиодные лампы имеют более высокую цену, в сравнении с аналогами.
Дороговизна не отпугивает автолюбителей, так как эти лампы лучшим образом зарекомендовали себя на дороге. Главный их недостаток, помимо стоимости – совместимость не со всеми автомобилями. Фара должна быть оборудована специальной линзой.
Цоколь в противотуманках
По сравнению с обычными электрическими лампами, источники света, ставящиеся в фары автомобилей, работают в условиях постоянного движения и тряски.
В связи с этим лампам требуется более прочный цоколь, чтобы они не выворачивались из собственного крепления.
Подбирая лампочку, обращают внимание на размер цоколя в фаре авто. В случае с ВАЗ, обычно ставятся H3 или H11. Сам цоколь должен быть непроницаемым для влаги и грязи, даже если фара повреждена.
Популярные модели
Лучшие ПТФ от разных производителей:
- Hella Comet FF Прямоугольная фара из прочного пластика, выпущенная популярным немецким брендом. Рассеиватель с рифлением «формирует» широкий луч света, освещающий большую территорию, при этом не ослепляя водителей, движущихся по встречной полосе. Регулировка и установка простые, цена – доступная;
- PIAA 50XT. Японские ПТФ с углом видимости в 95%, излучающие световое пятно до 20 метров. Герметичный и водонепроницаемый корпус. После замены лампу не нужно настраивать;
- KOITO Whitebeam III H Энергопотребление стандартное, а яркость удвоенная. Обычно ставятся как «база» для многих японских авто;
- MTF light Aurum H Не греются во время работы, формируют теплый поток света. Благодаря двойному покрытию «впитывают» ультрафиолет;
- OSRAM LEDriving FOG. Светодиодные лампы с излучателем, обеспечивающим расширенный луч света. Срок службы – 5 лет. Не требуют регулировки после установки;
- Phillips H27W Standart. Галогеновая лампочка, сделанная с применением кварцевого стекла и особого фильтра, что продлевает срок эксплуатации. Световой поток имеет желтоватый оттенок. «Температура» – 3200 К;
- CATZ H8 CB Лампа, выпущенная японской компанией, в конструкции которой особая нить накаливания. Саму колбу наполняет газ, поэтому источник ярко светит и долго служит.
К каким еще производителям можно присмотреться: Dlaa, Wesem, Valeo, Morimoto, Lynx, Depo.
Рекомендации по выбору лампы
Опираться только на производителя недостаточно, учитывают и следующие моменты:
- чем больше защищена лампа, тем лучше. Конструкция должна иметь герметичный прочный корпус, толстое стекло (но не пластик). Так как ПТФ располагается близко к земле, то ее может разбить отскочивший камешек;
- крепление должно быть надежным, а форма – аэродинамической. Такие источники света не будут причиной посторонних шумов при движении на больших скоростях;
- хорошо, если противотуманку можно разобрать. Если лампочка перегорит, не придется покупать новую ПТФ;
- механизм регулировки. Неправильно отрегулированная лампочка будет светить в глаза встречным водителям, что чревато ДТП;
- ПТФ ставится в штатные, предусмотренные для этого места. Если они отсутствуют, то правила установки следующие: не ниже 25 см от дороги и не дальше 40 см от боковых габаритов;
- рекомендуемая мощность – не более 50 – 60 Вт.
Бывают дополнительные фары противотуманки, светящие красным или синим цветом. Правда, ставят их не из практических соображений, а из красоты.
Противотуманная оптика – полезное и эффективное дополнение на автомобиль. Такие фары повышают безопасность движения в условиях темноты, тумана или дождя. Есть модели, придающие автомобилю дополнительный изыск, поэтому вопрос эстетики тоже следует учитывать.